Рациональность / иррациональность. Правда ли они совсем не дополняют друг друга?


Определив свой тип, почти каждый начинает с интересом смотреть по сторонам: где же мне познакомиться со своим дуалом? Даже те, кто состоят в прекрасных отношениях, все равно начинают искать «идеального партнера».

Рассуждения о дуальности — это, наверное, почти половина всей информации по соционике в интернете. Но, тем не менее, не стоит считать, что любые другие отношения несовершенны. Почти с любым типом можно найти точки, в которых вы сможете помогать друг другу. В этой статье я не буду говорить о проблемах, которые возникают в отношениях между рационалами и иррационалами, а, наоборот, расскажу, чем эти отношения могут быть полезны.






Активация и заказ Больше всего похожи на дуализацию отношения активации. Различие только в том, что один из партнеров — всегда иррационал, а другой — рационал. И нет дополнения по экстраверсии — интроверсии. Так как они оба либо интроверты, либо экстраверты. Есть еще детали, но о них сейчас не будем, это тема для отдельной и очень интересной статьи по активации. Так вот, общепринятое мнение: рационал никак не может дополнять иррационала. И с одной стороны это действительно так. Очень много конфликтов в парах происходят именно на почве непонимания по иррациональности-рациональности. «Ты вгоняешь меня в рамки» — говорит иррационал, который настроен на разрушение шаблонов. «А в тебе нет ничего святого!» — отвечает ему рационал, для которого более естественно сохранение традиций.

Но почему же мы в реальности встречаем так много пар, в которых один партнер — иррационал, а другой — рационал? На самом деле это простой и не самый худший выход для реализации некоторых социальных потребностей, которые есть в каждом из нас. Ведь болевая функция иррационала — всегда рациональна. И наоборот, болевая рационала — иррациональна. Например, болевая функция иррационала Дюма — деловая логика, рациональная функция. Человек чувствует свой провал в этой области и стремится закрепить свое положение в обществе, заручившись поддержкой того, у кого эта функция сильнее.

Конечно, идеальная поддержка для Дюма — Дон Кихот. Но в социальном блоке стоит запрос не просто на помощь по деловой логике. Хочется не только показать обществу, что «у нас все хорошо с ресурсом», важно каким образом. В данном случае — рационально, соответствуя устоявшимся в обществе традициям. Вот это влияние рациональности (в случае с Дюма) болевой функции, особенно если в воспитании человека участвовали родители-рационалы, заставляет его искать партнера среди рационалов. И этот партнер оказывается не только «занудным», но и «надежным».

С другой стороны, рационал тянется к иррационалу, потому что тот привносит в его жизнь некоторый элемент сумасшествия, дает ему ощущение социальной состоятельности за счет своего свежего взгляда, необычного мнения.



При этом важное замечание: в отношениях активации (и заказа) это «дополнение» по рациональности-иррациональности происходит на приятном языке, оно не ранит партнера, а скорее всего «активирует» или вызывает чувство понимания и уважения (когда подзаказный обращается к заказчику с творческой на ограничительную). Например, Дюма веселит Максима, пусть даже иррационально, но все равно очень талантливо. А Максим помогает упорядочить жизнь Дюма и учит его отстаивать свою территорию. Дюма благодарен, потому что с порядком у него не очень. Ровная структурная логика Максима, высказанная на языке силовой сенсорики, вызывает уважение.

Если мы рассмотрим возможные отношения заказа и активации, то увидим, что все они очень эффективны для сотрудничества. А «дополнение» по иррациональности и рациональности способно в некоторых случаях даже спасти от одиночества.


Порой иррационал так увлечен перебором отношений, что никак не может остановиться. Здесь для него единственный шанс — это уверенный в своих убеждениях рационал, который скажет «Все. Стоп. Теперь только ты и я».

А с другой стороны, бывают безысходные ситуации и у рационала: он привык ходить только в определенные места, и совершать определенные действия, которые лишают его возможности знакомства. Или глубокие традиционалистские убеждения не позволяют порвать давно изжившие себя отношения. И тут вдруг в его жизнь врывается иррационал, который к тому же (в случае заказа и активации) говорит на приятном языке, и даже может быть более понятен, чем дуал — ведь он ТОЖЕ интроверт, или ТОЖЕ экстраверт.





Зеркальные отношения Еще один вид отношений, в которые вступают рационал и иррационал — зеркальные. И здесь тоже именно разница рациональности-иррациональности вызывает взаимное уважение. Помимо того что партнеры в принципе очень хорошо понимают друг друга (ведь они относятся к одной и той же квадре, имеют одни и те же сильные функции и одинаковые потребности в детском блоке), они могут дать друг другу массу полезных советов, каждый со своей стороны.

Рационал рассказывает иррационалу, какие существуют традиции, расширяя кругозор его базовой функции.


Например, Джек дает Бальзаку книги по истории моды («Посмотри откуда истоки этой тенденции») , Гюго учит Дюма рецепту «правильного» борща («В нашей семье было принято готовить так»), а Робеспьер подсказывает Дон Кихоту самые вероятные из всех невероятных возможных решений («А почему бы не попробовать банально пойти в обычные советские хозтовары?»).

С другой стороны, иррационал помогает разработать рационалу «новые шаблоны».


И вот с подачи Бальзака Джек осваивает и внедряет новую технологию, Гюго вводит в «традицию» праздновать еще один праздник, который придумал Дюма, а Робеспьер с удивлением понимает, что система, в которой он живет, может быть шире, чем ему казалось.


Ревизия Как ни странно, похожим образом даже отношения ревизии могут оказаться полезными. Если партнеры стараются быть доброжелательными друг к другу, ревизор снисходителен и старается окружить подревизного любовью и заботой, а подревизный, в свою очередь, слишком любит ревизора, чтобы обижаться, возможно достаточно успешное общение. Здесь Дон Кихот аккуратно внедряет в систему Максима новые элементы, а Штирлиц учит Дюма, как сшить красивую подушку. В хорошем раскладе между ревизором и подревизным могут установиться отношения: «добрый наставник», который предпочитает решить проблему подревизного, а не тыкать ему в нос и милый, пусть и немного бестолковый «младший друг», с интересом и благодарностью принимающий поддержку ревизора.


Квазитождество Отношения квазитождества работают похожим на зеркальные отношения образом, но только обмен полезными знаниями по иррациональности — рациональности идет не с верхнего блока на верхний, а с верхнего на нижний. Общаясь с квазитождественным партнером, мы делаем сильнее свои защитные механизмы, учимся еще лучше различать тонкости, которые воспринимает наша фоновая функция. Например, Драйзер учит Дюма, что отношения могут быть еще многограннее и запутаннее, чем казалось, а «классические расклады характеров» которые казались литературной карикатурой, на самом деле могут иметь место в реальности. А Дюма помогает Драйзеру понять, что бесконечный мир плотских наслаждений еще более порочен, чем ему виделось до сих пор.


Конфликт Ну и последний вид отношений, в котором встречаются рационал и иррационал — это отношения конфликта. Казалось бы, безысходный вариант, но на деле, опять же, выходит вовсе не так. При стечении обстоятельств конфликтеры могут успешно поддерживать друг друга на протяжении многих лет. Как минимум, потому что сильные функции одного полностью защищают слабые функции другого. Конечно, сильные функции порой оказывается слишком сильными, но, тем не менее, именно в этих отношениях для иррационала есть отличный шанс получить грамотные и удачные методы по блоку суперэго и не пытаться искать свои решения, а для рационала — перестать замыкаться в слишком примитивных шаблонах.

В общем, вывод один: наблюдая и уважая сильные функции своего партнера, вы всегда можете сделать любые отношения приятными.


И, уж тем более, если вам удалось найти гармонию, не думайте, что любой случайно встреченный дуал подойдет вам больше чем заказчик или активатор. А порой совпадение по экстраверсии/интроверсии, или по сенсорике/интуиции может оказаться более важным для взаимопонимания, чем рациональность/иррациональность.

С наилучшими пожеланиями,
Кристина Гундлах



 


Читайте также:

Дон Кихот Интуитивно-Логический Экстраверт

Дон Кихот принадлежит к первой квадре, и это определяет его основные ценности. Новые идеи и бесконечные возможности, позитивные эмоции и ясность ума, комфорт и созерцательность — вот то, что привлекает людей этого типа.

Дюма Сенсорно-Этический Интроверт Дюма — это человек, который создан для того, чтобы в полной мере наслаждаться окружающим бытием. Представители этого типа лучше других могут чувствовать красоту момента. Их призвание — ощущать гармонию в ее истинном проявлении.
Робеспьер Логико-Интуитивный Интроверт

Люди типа Робеспьер стремятся к идеалу и любят доводить до совершенства любое дело, за которое берутся. Их первостепенным стимулом вряд ли станет корыстный интерес или слава, они любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость.

Гюго Этико-Сенсорный Экстраверт Гюго — это настоящий человек-праздник! Люди этого типа во всей красе владеют одновременно энергией и пространством: они стремятся создавать приятную и яркую атмосферу всеобщего позитива, комфорта и гармонии.
Жуков Сенсорно-Логический Экстраверт

Жуков принадлежит ко второй квадре, что определяет его интересы и сильные стороны. Жуков — это человек, который обладает настоящей силой воли.
Есенин Интуитивно-Этический Интроверт Есенин — человек, который великолепно чувствует течение времени. Мир он воспринимает скорее не как материальную действительность, а как некий вихрь энергетических потоков
Максим Логико-Сенсорный Интроверт Максим — это человек, для которого все весь мир вписывается в логичную систему. Для него очевидны причинно-следственные связи, он любит, когда у каждой вещи, события или явления есть свое место.
Гамлет Этико-Интуитивный Экстраверт Гамлет — это человек, который живет в мире эмоций. Он как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу и к тому же умело ей манипулирует.
Джек Лондон Логико-Интуитивный Экстраверт Базовая функция Джека - деловая логика. Люди этого типа воспринимают все вокруг себя как некий ресурс - информационный, человеческий, временной. Они видят технологии, по которым что-либо может быть сделано, понимают, какой метод может быть наиболее эффективным в конкретный момент времени.
Драйзер Этико-Сенсорный Интроверт Базовая функция Драйзера — этика отношений. Люди этого типа отлично видят кто и как к кому относится и они имеют внутри себя очень четкие установки морали, воспитанные тем обществом, в котором они выросли.
Бальзак Интуитивно-Логический Интроверт Бальзак тонко чувствует течение времени и точно знает, как распределить ресурс. Люди этого типа зачастую лучше других подмечают глупые поступки, к тому же видят, к чему они могут привести.
Наполеон Сенсорно-Этический Экстраверт Базовая функция Наполеона — силовая сенсорика. Люди этого типа обладают настоящей волей, они честолюбивы и упорны. Они любят демонстрировать свою силу, в том числе и внешне, они чувствуют и могут оценить статус других.
Штирлиц Логико-Сенсорный Экстраверт Штирлиц знает, как правильно организовать дело, распределить обязанности и продумать технологию. Штрилиц — экстравертный тип, поэтому может действовать не только сам, но и организовывать других людей
Достоевский Этико-Интуитивный Интроверт Базовая функция Достоевского — этика отношений. Люди этого типа воспитаны и тактичны, они вежливы и умеют сострадать. Они как великолепно чувствуют отношения между людьми, сами живут в мире симпатий и антипатий.
Габен Сенсорно-Логический Интроверт Для Габена главное в жизни — это комфорт. Люди этого типа высоко ценят гармонию и спокойствие. Габены не стремятся к покорению вершин и завоеванию вселенной, они могут в полной мере наслаждаться бытием здесь и сейчас.
Гексли Интуитивно-Этический Экстраверт

Гексли — это человек, который лучше всех видит скрытые возможности, чувствует альтернативы и потенциал объектов. Благодаря тому, что Гексли экстраверт, это видение приобретает поистине широкие масштабы, поэтому люди этого типа действительно ощущают что «Нет ничего невозможного».