Подвохи письменного типирования


И снова вернемся к проблеме, почему для типирования необходимо устное интервью. Соблазн разработать универсальный опросник, который поможет определить тип, скорее всего возникал у каждого, кто начинал заниматься соционикой профессионально.

Было создано множество версий: от простых опросников из четырех вопросов, которые определяют дихотомии, до длинных, состоящих из несколько сотен пунктов, со сложными математическим анализом результатов.



Главная проблема таких типирований — неискренность человека при ответе. Мы никогда не знаем, с какой именно функции будет отвечать человек, сможет ли он высказать свое истинное мнение или будет стараться предъявить свою социальную роль.

Очень сложно адекватно оценить состояние человека: например, интроверт, находящийся в спокойной атмосфере (например дома) вполне может ответить на многие вопросы с верхнего блока, дать искренние ответы. В то же время экстраверт, когда заполняет анкету на работе, может давать ответы из блока суперэго.

Стоит заметить, что интровертам проще дается анкетное типирование, потому как они в принципе больше способны анализировать себя. Экстраверт дает некоторое объективное мнение.

Многие методики давали точность «три дихотомии из четырех». Но, как мы понимаем, эти данные дают два совершенно противоположных типа: логик, экстраверт, интуит может быть как Джеком так и Дон Кихотом. А если удалось угадать только две дихотомии?

Именно для этого и нужно устное интервью, чтобы корректировать ход беседы, задавать уточняющие вопросы, наблюдать невербальные признаки, оценивать атмосферу места, где происходит интервью. Например, если мы типируем человека перед рабочим коллективом, мы можем предполагать, что ему сложнее будет выйти из суперэго. А если в знакомом ему кафе — суперэго может слететь в первые несколько минут. С этим знанием проще повернуть беседу в нужное русло.

Самое опасное в письменном типировании — если человек сочтет, что от результатов будет что-либо зависеть. Например, при устройстве на работу. Здесь, скорее всего, мы увидим даже не суперэго, а «сверхчеловека», который и общительный, и разумный, и умеет настоять на своем, и в то же время быть гибким, того, кто может охватить сразу много направлений и одновременно каждое из них довести до ума.

Большая проблема при типировании — это человек, который уже «знает» свой тип. По соционическим форумам и литературе. Или хочет быть каким-то определенным типом (чтобы подходить для своей пассии или просто соответствовать социальным нормам). Он уже выучил, как нужно отвечать на соционические вопросы, и в письменном типировании можно не заметить подвоха. Если этот человек наблюдателен, он наверняка найдет «повторяющиеся» вопросы и ответит на них соответствующе. Или, набравшись шаблонов, спокойно напишет эссе «от имени» другого типа.

Один из вариантов письменного типирования — текст в свободной форме, который должен демонстрировать ценности и «образ» типа, например — творческая сказка. Но на практике такие тексты тоже не дают 100% результата, поскольку творчество у человека может идти из совершенно разных блоков. Согласитесь, мы нередко замечали, что нам хочется творить, когда нас настигает несчастная любовь или в жизни есть какая-то незавершенность. Скорее всего в этот момент активируется наш социальный блок суперэго. Привыкнув писать стихи или рассказы именно в таких чувствах, мы, возможно, будем вызывать это состоянии при любой творческой задаче.

Другой вариант — слово «сказка» вызывает ассоциации из детства, тогда вступает в работу подсознание, мы погружаемся в приятные воспоминания и текст сочиняет наш детский блок.

Недавно мы провели очередной эксперимент с письменным типированием: группе из 15 человек были заданы вопросы:
«Что самое главное для успешного функционирования организации?» (логика/этика)
«Что такое рабочий коллектив? Что важно для формирования хорошего коллектива?» (логика/этика)
«Опишите свой идеальный отдых» (сенсорика/интуиция, рациональность/иррациональность)
«Чего бы я хотел(а) добиться в жизни?» (рациональность/иррациональность, логика/этика).

В каждом вопросе мы также смотрели квадральные ценности и экстраверсию/интроверсию.

Треть ответов была «водой». Люди отвечали шаблонные, ничего не выражающие фразы, которые не несли в себе никакого смысла для типирования. В нескольких случаях ярко проявились дихотомии логика/этика, рациональность/иррациональность, что подтвердилось про дальнейшем типировании. В двух случаях ответы совершенно не соответствовали типу, который был установлен при устном типировании. В ряде случаев проявились квадральные ценности, квестимность и другие дополнительные признаки.

Наш вывод такой: письменные вопросы можно использовать при типировании в качестве вспомогательного материала, поскольку в ответах могут быть яркие фразы, мнение, ценности, лексика, которые будут явно указывать на некоторые из дихотомий. Тем не менее все они требуют тщательной проверки в устном интервью.

И, без сомнения, открытые вопросы (в которых предусматриваются развернутые ответы, а не выбор «да» или «нет», «спонтанное» или «спланированное»), на которые следуют творческие и развернутые ответы, поскольку они дают больше информации. Здесь можно судить о стиле выражения (логика/этика: сухой текст или с междометиями, смайликами и пр.), позволяют анализировать семантику (какие именно слова употребляются, как строятся фразы, есть ли уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п.), помогают определить дополнительные признаки, такие как, например, квестимность/деклатимность.


С наилучшими пожеланиями,
Кристина Гундлах



 


Читайте также:

Дон Кихот Интуитивно-Логический Экстраверт

Дон Кихот принадлежит к первой квадре, и это определяет его основные ценности. Новые идеи и бесконечные возможности, позитивные эмоции и ясность ума, комфорт и созерцательность — вот то, что привлекает людей этого типа.

Дюма Сенсорно-Этический Интроверт Дюма — это человек, который создан для того, чтобы в полной мере наслаждаться окружающим бытием. Представители этого типа лучше других могут чувствовать красоту момента. Их призвание — ощущать гармонию в ее истинном проявлении.
Робеспьер Логико-Интуитивный Интроверт

Люди типа Робеспьер стремятся к идеалу и любят доводить до совершенства любое дело, за которое берутся. Их первостепенным стимулом вряд ли станет корыстный интерес или слава, они любят качество и пунктуальность, добросовестность и справедливость.

Гюго Этико-Сенсорный Экстраверт Гюго — это настоящий человек-праздник! Люди этого типа во всей красе владеют одновременно энергией и пространством: они стремятся создавать приятную и яркую атмосферу всеобщего позитива, комфорта и гармонии.
Жуков Сенсорно-Логический Экстраверт

Жуков принадлежит ко второй квадре, что определяет его интересы и сильные стороны. Жуков — это человек, который обладает настоящей силой воли.
Есенин Интуитивно-Этический Интроверт Есенин — человек, который великолепно чувствует течение времени. Мир он воспринимает скорее не как материальную действительность, а как некий вихрь энергетических потоков
Максим Логико-Сенсорный Интроверт Максим — это человек, для которого все весь мир вписывается в логичную систему. Для него очевидны причинно-следственные связи, он любит, когда у каждой вещи, события или явления есть свое место.
Гамлет Этико-Интуитивный Экстраверт Гамлет — это человек, который живет в мире эмоций. Он как никто другой чувствует энергетику и эмоциональную атмосферу и к тому же умело ей манипулирует.
Джек Лондон Логико-Интуитивный Экстраверт Базовая функция Джека - деловая логика. Люди этого типа воспринимают все вокруг себя как некий ресурс - информационный, человеческий, временной. Они видят технологии, по которым что-либо может быть сделано, понимают, какой метод может быть наиболее эффективным в конкретный момент времени.
Драйзер Этико-Сенсорный Интроверт Базовая функция Драйзера — этика отношений. Люди этого типа отлично видят кто и как к кому относится и они имеют внутри себя очень четкие установки морали, воспитанные тем обществом, в котором они выросли.
Бальзак Интуитивно-Логический Интроверт Бальзак тонко чувствует течение времени и точно знает, как распределить ресурс. Люди этого типа зачастую лучше других подмечают глупые поступки, к тому же видят, к чему они могут привести.
Наполеон Сенсорно-Этический Экстраверт Базовая функция Наполеона — силовая сенсорика. Люди этого типа обладают настоящей волей, они честолюбивы и упорны. Они любят демонстрировать свою силу, в том числе и внешне, они чувствуют и могут оценить статус других.
Штирлиц Логико-Сенсорный Экстраверт Штирлиц знает, как правильно организовать дело, распределить обязанности и продумать технологию. Штрилиц — экстравертный тип, поэтому может действовать не только сам, но и организовывать других людей
Достоевский Этико-Интуитивный Интроверт Базовая функция Достоевского — этика отношений. Люди этого типа воспитаны и тактичны, они вежливы и умеют сострадать. Они как великолепно чувствуют отношения между людьми, сами живут в мире симпатий и антипатий.
Габен Сенсорно-Логический Интроверт Для Габена главное в жизни — это комфорт. Люди этого типа высоко ценят гармонию и спокойствие. Габены не стремятся к покорению вершин и завоеванию вселенной, они могут в полной мере наслаждаться бытием здесь и сейчас.
Гексли Интуитивно-Этический Экстраверт

Гексли — это человек, который лучше всех видит скрытые возможности, чувствует альтернативы и потенциал объектов. Благодаря тому, что Гексли экстраверт, это видение приобретает поистине широкие масштабы, поэтому люди этого типа действительно ощущают что «Нет ничего невозможного».