Модель А и функции

Модель А была разработана Аушрой Аугустинавичюте на основе модели Юнга. В модели 8 функций, которые описывают механизм информационного метаболизма.

Все функции подразделяются на сильные (1,2,7,8) и слабые (3,4,5,6).

Одномерная функция — самая слабая, опирается только на личный опыт.

Двумерная функция помимо личного опыта может усваивать социальные шаблоны и стандарты, действовать соответственно им.

Трехмерная функция — сильная, продуктивная функция. Ориентируется, находит нестандартные решения. Создает новое.

Четырехмерная функция — самая сильная, ориентируется во времени, способна решать воображаемые задачи, работает на опережение.

1. Базовая функция (четырехмерная, акцептная). Это основа личности человека. Через базовую функцию мы воспринимаем мир во всей его полноте, максимально компетентно оцениваем его. Если базовой будет сенсорика ощущений — человек может различать все тонкости и детали физического мира, если интуиция возможностей — видеть потенциал объектов и спектр возможных альтернатив. Базовая функция определяет жизненную программу человека.

2. Творческая функция (трехмерная, продуктивная). Через эту функцию мы передаем информацию миру. Это «информационный язык», на котором мы говорим. Например, если творческая функция — силовая сенсорика, такой человек демонстрирует свою силу и власть, умеет постоять за себя, он использует лексику, относящуюся к этому аспекту.

3. Ролевая функция (двумерная, акцептная). Ролевая функция проявляется в новой ситуации (примерно 15-20 минут) или в ситуации социальной адаптации. Нам очень важно показать свою компетентность по этому аспекту, тем не менее, эта функция слабая, и развить ее тяжело. Пример ролевой функции: человек с ролевой этикой эмоций будет стремиться привлекать внимание, шутить, выглядеть активным, однако ему тяжело слишком долго удерживать внимание публики, в расслабленном состоянии он становится более спокойным и серьезным (логиком).

4. Болевая функция (одномерная, продуктивная). Самая слабая из сознательных. Информация по этому аспекту воспринимается болезненно, деятельность дается тяжело, любой упрек очень неприятен. Например, если у человека болевая этика отношений, ему неприятно и тяжело говорить об отношениях, вопрос «ты меня любишь?» ставит его в тупик, а обвинение в аморальности и безнравственности оставляют безоружным.

5. Суггестивная функция (одномерная, акцептная). Это «внушаемая» функция. Мы с удовольствием получаем на нее информацию, и с трудом можем сопротивляться внушению. Например, если суггестивная функция — интуиция возможностей, человек будет с радостью и интересом выслушивать любые фантастические идеи и предложения. В то же время, если ему сказать что «альтернатив нет, это невозможно», он поверит и не сможет придумать альтернативу сам.

6. Активационная функция (двумерная, продуктивная). Эта функция очень отзывчивая. Как только информация по аспекту активационной функции попадает к человеку, он с удовольствием начинает ее обсуждать, сам активизируется и может продуцировать информацию. Например, если активационная функция — сенсорика ощущений, человек любит, когда вокруг него уют и забота, и если кто-то предложит ему заняться, например, обустройством интерьера, с удовольствием поддержит и включится в активность.

7. Ограничительная функция (трехмерная, продуктивная). Это очень сильная подсознательная функция. Она включается в ситуации информационного конфликта или защиты. Эта функция также отражает первую реакцию человека на страх. Например, если ограничительная функция — силовая сенсорика, человек может дать отпор силовыми методами, если этика отношений — обвинить в аморальности, устроить скандал, унизить.

8. Фоновая функция (четырехмерная, акцептная). Эта функция также называется «оценочная». По этой функции мы в полной мере отслеживаем всю информацию, однако предпочитаем слишком много о ней не говорить. Эта функция также работает «без слов на деле». Мы не любим отрицательную информацию по этому аспекту и стараемся огородить от нее близких. Как только формируется какая-либо негативная ситуация, мы молча сами берем на себя решение проблемы. Например, если фоновая функция — интуиция времени, человек всегда приходит точно в назначенный срок, никогда не обвиняет других неактуальности суждений, если чувствует, что сроки могут быть сорваны, аккуратно берет на себя инициативу и ускоряет процесс.

Блоки модели А Модель А подразделяется на два больших блока: витальный и ментальный.

В ментальный блок входят функции 1,2,3 и 4. Эти функции сознательные, о них мы можем говорить, эти функции занимают наши мысли.

В витальный блок входят функции 5,6,7 и 8. Эти функции подсознательные, их действие нельзя контролировать сознанием, они воспринимают и выдают информацию подсознательно.



Эго — это то, чем мы являемся, те функции, по которым мы можем самореализоваться и добиться максимального успеха в жизни. Это блок нашей свободной естественной жизни и продуктивного творчества. Проблемы по аспектам верхнего блока решаются легко и компетентно, развитие дается легко.

Суперэго — блок, который отражает то, что, как нам кажется, хотело бы получить от нас общество. Функции суперэго слабые, однако сознательные, поэтому мы много думаем и размышляем о том, как добиться успеха в области этих функций, и тяжело переживаем любую неудачу.

Суперид — блок «детских радостей». Получая позитивную информацию по этим функциям, мы испытываем удовлетворение жизнью. Недостаток позитивной информации по блоку Суперид мы ощущаем как «скуку» или неудовлетворенность. Этот блок также внушаемый, потому что в него входят слабые подсознательные функции.

Ид — блок социальной защиты. Этот блок включается в случае, когда нам необходимо отстоять себя, и по каким-то причинам это невозможно сделать с помощью сильных функций блока Эго. Функции Ид также сильные, но подсознательные, поэтому их действие мощное, но не настолько контролируемое, как действие Эго.

Личностные блоки — Эго и Суперид — формируют наши истинные ценности. Это действительно то, что нам нравится и приятно. Жизнь по этим блокам обеспечивает спокойствие и удовлетворенность.

Социальные блоки — Суперэго и Ид — ориентированы на запрос общества. Действуя в этих блоках мы уходим от своих ценностей и уделяем внимание социальной адаптации или социальной защите.





Читайте также:

Отношения активации Эти отношения в жизни встречаются очень часто: они похожи на дуальные, но в то же время они менее «требовательные». Дуал — это по сути полная противоположность. Для того, чтобы состоялись дуальные отношения, каждый из партнеров должен быть зрелой, состоявшейся личностью, которой не нужно доказывать свою значимость в обществе. Партнеры должны быть открыты и готовы принять информацию на свою суггестивную функцию, жить согласно своей базовой функции, говорить на языке творческой — согласитесь, слишком много факторов! И это только начало.
Квадральные ценности и как они помогают правильному типированию В процессе типирования важно использовать все возможные детали, учитывать, как и что говорит человек, где он притворяется, а где выражает свое настоящее мнение. Помните — если есть гипотеза, она всегда должна быть подтверждена. Модель А типируемого человека должна полностью сойтись, если где-то какая-то функция ведет себя непонятно — значит вы неправильно определили тип.
Какие подарки дарить 16 типам? Казалось бы, самый лучший подарок — тот, который попадает на суггестивную (5-ю) функцию. Но на самом деле это не совсем так. Такой подарок будет хорош только от очень близкого человека, ведь суггестивная — не только зона удовольствий, это одна самая внушаемая, а потому ранимых точек. Каждый человек это чувствует и рефлекторно пытается ее защитить. «Суггестивный» подарок, если вы не слишком близки с человеком, может оказаться слишком сильным оружием.
Проблемы определения типа Идеальная ситуация: человек, который хочет определить свой тип — взрослый и состоявшийся, живет по сильным функциям, сознательно принимает квадральные ценности, отметает все комплексы по социальным блокам и готов к общению. Но, к сожалению, в практике типирования такое встречается довольно редко.

С какими же проблемами можно столкнуться при определении типа? Рассмотрим главные из них.